logotype

Полезные ссылки

link03
link02
link03
link03
link03

  
Рекламный ролик Школы-студии "Арт-Виза"
805890
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Всего
296
280
576
802241
7026
15555
805890

Ваш IP: 18.223.32.230
2024-04-16 14:51

Коса…Где ты берешь свое начало?

Оцените материал
(0 голосов)

Коса…Где ты берешь свое начало?....

Актуальной и стильной в современной модной индустрии стала укладка волос посредством переплетения отдельных прядей. Иначе говоря – коса. История косы – история отдельно взятого народа и его культуры.

Коса как отдельный вид укладки волос появилась с зарождением культуры, когда человек стал осознавать себя социальным существом во временном и эстетическом контексте. Уже недостаточно было носить длинные расчесанные волосы, необходимым стало указать на социальный статус, принадлежность и причастность к культуре своего народа, тем самым как бы говоря «смотрите, я из вашего племени, а не чужак».

Ношение косы было обусловлено удобством ухода за волосами, а «фасон» скорее зависел от моды и статуса человека.

Косы начали плести иудеи, греки и другие народы Ближнего Востока. Косы также использовали и египтяне при создании париков. По большей части длина волос парика варьировалась от мочки уха до середины спины.

Африканские косички начинают свою историю много веков назад в Древнем Египте. Темные прямые волосы египтяне считали признаком знатности и чистокровности. Но так как в Египте всегда очень жарко, мужчины, спасаясь от жары и насекомых, брили голову, а женщины коротко стриглись. Из-за этого египтяне носили парики из туго сплетённых косичек и уложенных плотными рядами. Все пряди строго ровнялись по одной длине. Клеопатра, например, предпочитала подрезать пряди на уровне чуть ниже мочек ушей.

Египтяне делали себе и весьма не обычные причёски. Некоторые брили голову не полностью, а оставляли на левом виске несколько прядей, которые в дальнейшем завивали или заплетали в плоскую косичку, концы закрепляли заколкой или цветной лентой. Парики египтяне украшали всевозможными косами из шелковых цветных лент, нитей. Украшением могли быть даже полоски кожи и шерсти животных.

В Египте плетение афрокосичек было целым ритуалом. Во время плетения косичек произносили различные заклинания, причём для каждой части головы предназначались различные тексты, которые оберегали от злых духов и приносили удачу. Парики для египтян были своего рода оберегом или амулетом.

Афрокосички заплетали и в других жарких странах. Это делалось даже не для красоты, а помогало укрыться от палящего солнца. Длинные волосы заплетали в маленькие косички и укладывали вокруг головы. Во многих странах афрокосички были особенностью народности, и их плетение сопровождалось языческими ритуалами. Такая причёска была национальной причёской у узбекских женщин.

В Греции и Риме женщины носили сложные прически из кос, о чем нам поведали сохранившиеся образцы античной скульптуры и живописи. О накладных косах упоминает Овидий и ряд других авторов I-II веков н.э. Римские матроны любили высокие каркасные прически с пучками из тонких плоских косичек, уложенных в пучок.

В эпоху Возрождения волосы носили свободно, не скрывая головными уборами. Это дало новый импульс прическам, к ним возвратилась индивидуальность, вкус, фантазия исполнителя. Одной из самых популярных причесок был собранный на затылке пучок, перевязанный крестообразно. Локоны по обе стороны лица коротко подстригались. Но чтобы придать необходимые прическе объем и форму, дамы использовали накладные косы. В это время на Западе дамы эпохи Возрождения стали носить сложные прически, в которых косы были перевиты с локонами и жгутами. Эти прически можно увидеть на многочисленных картинах эпохи Ренессанса. Хорошо видны они на рафаэлевском "Снятии со креста" в галерее Боргезе. У девочек на картине Доменикино "Охота Дианы". Весьма эффектны накладные шиньоны у "Красавицы" Тициана (галерея Питти во Флоренции). Изящное плетение волос представлено и в "Коварстве" Веронезе в Национальной галерее в Лондоне и у "Марии Магдалины" Баккьякки. Естественно, не стоит путать на картинах косы с завитыми локонами и прядями, также популярными в то время.

В эпоху Возрождения мода обратила свой взор на лучшие образцы античности и коса обрела новую жизнь. Это уже не просто укладка прядей волос, а замысловатые прически с использованием дополнительных материалов – лент, тканей и др., указывающие на знатность женщины. На полотнах Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли навсегда запечатлены «модные» прически знатных дам, мадонн, мифологических героинь.

 

 













Это фрагмент знаменитого полотна «Венера и Марс» флорентийца Сандро Боттичелли, написанного около 1483 года. Написано, возможно, по заказу купеческой семьи Веспуччи. Красавица Венера влюбленным взглядом смотрит на красавца Марса. Ее образ олицетворение женственности, эталон женщины того времени. У нее прекрасные длинные волосы, ниспадающие вьющимися локонами, украшенные косами, причудливо уложенными в античном стиле и переплетающиеся на груди. Все гармонично в этом образе. Прическа плавно переходит в наряд, в этом чувствуется ритмичность образа, его законченность.

 

 

В качестве иллюстрации «модных тенденций» того времени можно также привести «Портрет молодой женщины» (итал. Ritrattodidama) Боттичелли, написанный в 1476—1480 гг. Портрет хранится в Берлинской картинной галерее. Здесь предположительно изображена Симонетту Веспуччи, или же мать или жену Лоренцо Великолепного (Лукрецию Торнабуони или Клариче Орсини), поэтому картина фигурирует в Берлинской галерее просто как «Портрет молодой женщины». Авторство Боттичелли до сих пор точно не доказано. Портрет является поэтически идеализированным, здесь смягчено всё индивидуальное. Это приближает образ к собирательному типу лица, который встречается в религиозных картинах мастера. Однако не возможно не отметить, как детально прорисована укладка этой молодой женщины. Безусловно, это указывает на высокую значимость внешнего вида волос и прически дамы. Настолько прорисованы все детали укладки молодой женщины, что представляется возможным повторить ее и в настоящее время. На высокий социальный статус указывают и украшения в волосах – отборный крупный жемчуг, нанизанный на переплетенные пряди в косах.

Интерес также представляет полотно Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» — иконографический сюжет, изображающий Леду в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом или обнимающей лебедя в присутствии их общих детей, фрагмент которого вы можете лицезреть выше.

Волосы Леды уложены волнами, ниспадают на прекрасные мраморные плечи. Коса уложена по окружности головы, как нимб у святых. В образе Леды отсутствуют угловатые формы, она олицетворяет женское начало, ее волосы прекрасное дополнение всего образа, значимый акцент, рассказывающий историю этой женщины, поскольку на ней нет одежды.

В Западной Европе в средние века тон задавала церковь, и женщины независимо от сословия обязаны были покрывать голову. Но под головным убором у дам были височные косы, перевитые широкими лентами. Иногда косы знатных особ были очень длинными благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Ширина их кос достигала размера ладони за счет многопрядногоплетения. В историю прически эти косы вошли с названием “рыцарские». Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.

 

Культура индейцев Северной Америки также представляет большой интерес. Не смотря на то, что здесь проживало до 400 племен индейцев, их роднила огромная любовь к косам. Надо отметить их творческий подход к укладке волос. Важной составной частью индейского туалета были прическа и головной убор. В основном они носили длинные волосы, перехватывая их сзади ремешком, узкой головной повязкой или платком. Некоторые племена намазывали волосы грязью или жиром; им придавали различную форму, в зависимости от статуса воина в племени. В ряде племен воины обривали голову, чтобы запугать противника. При этом обычно оставляли либо небольшую косичку, либо хохолок, торчавший, как петушиный гребешок.

Косы носили во всех сторонах света. Древняя Русь, богатая своими традициями, подарила нам косу, сделав ее достоянием русской культуры. Красивая русская женщина носила длинные светлые волосы, пепельных, льняных или цвета меда оттенков. До замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или "косником", который представлял собой дощечку из бересты, расшитую бусинками. Также волосы украшали венками из трав и цветов.

В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. Самым распространенным видом косы была коса из трех прядей, однако пряди могли быть окрашены в разные цвета.

Коса, как предмет гордости каждой девушки, нуждалась в особом уходе. Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку (серб.); в Юрьев день ходили причесываться в поле (югослав.), в Чистый четверг — под яблоню (новгород.); смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике (болг.); в день св. Трифона мазали косу виноградным соком, приговаривая: «Како растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так пусть растет и моя коса]; бегали под грибным (гомел.), летним (макед.) дождем; мазали волосы змеиным жиром (в.-серб.), жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж (хорв.); смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной (Босния); прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав (болг., макед., укр.); заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу (ю.-зап.-укр., гуцул.); плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали ее к своим волосам (укр.). Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола (рус.).

Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях, например, во время (трудных) родов. А также в обрядах опахивания, мятья льна, во время святок и масленицы, во время гаданий на Святках. У чехов и русских считалось плохой приметой встретить женщинус распущенной косой.

Современная модная индустрия стремительно несется вперед, вбирая в себя наиболее жизнеспособные формы, достояния эпох и культур, замысловато переплетая и компилируя их для создания задуманного образа, отвечающего вкусу современного человека. Коса – оптимальный вариант укладки для современной женщины, стремящейся сохранить в новых жестких условиях свою женственность, подчеркивая ее длинными волосами, уложенными таким образом, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к культуре и обратить на себя внимание окружающих. Многие стилисты, дизайнеры используют косы в своих показах. Свободный вид укладки косы – современная тенденция в области моды и парикмахерского искусства. Девушка с такими волосами выглядит наиболее естественно.

В показе от Valentinoв Париже в коллекции осень-зима 2014 прослеживается ретроспектива к эпохе Возрождения, на это указывает не только покрой и наличие говорящих деталей в отделке платья, но об этом рассказывает стиль укладки волос. Эта прекрасная девушка как будто сошла с полотна художника эпохи Возрождения. Современность образу и мобильность ему придают простота в укладке, волосы как будто готовы рассыпаться в любой момент, представить зрителю во всей их красоте.

 

Хайбулина Елена